About us

Proryv Project

Created Proryv (Breakthrough) is one of the major advanced global projects in the nuclear power sector that is implemented in Russia by the leading sectoral scientists and specialists that provides for creation of the new generation nuclear power technologies on the basis of closed nuclear fuel cycle using fast neutron reactors.

The Proryv Project is carried out under the Federal Target Program “Nuclear power technologies of a new generation for 2010 – 2015 and for the future till 2020”. As of today, staff of the leading ROSATOM research, design and production organisations is working in nine Project Responsibility Centres.

Vyacheslav Pershukov, Deputy Director General – Chief Innovation Officer at ROSATOM:
«The Proryv Project which we are successfully implementing today will enable environmental compatibility both of electricity generation and waste recycling due to closure of the nuclear fuel cycle, using new fast neutron reactors. The technology will allow shifting to a new platform of nuclear power systems, with considerable reduction of radioactive waste and implementation of the principle of natural radiation balance».

Evgeny Adamov, Proryv Project Scientific Leader:
«The Proryv Project is carried out today approximately 10 years ahead of other global level projects in nuclear power; more than half of the Project R&D has been completed. Stage by stage implementation of the Project results within 2020-2030 will provide impetus for development of large-scale nuclear power and will create background for strengthening Russia as the leader in the world market of nuclear technologies and products».

Versatility of the Project that required involvement of a number of sectoral enterprises, universities and institutes of the Russian Academy of Sciences, necessitated returning to the practice of project management that was once successfully used in addressing the challenge of creation of nuclear weapons and delivery missiles.

Instead of establishing new enterprises, as it was in the time of the first nuclear project, Responsibility Centres (RC) for reactor facilities, development of technologies for mixed uranium-plutonium fuel, SNF reprocessing, radwaste management, development of new generation codes were set up at the existing relevant base enterprises of the State Corporation ROSATOM. Data of the Responsibility Centres are integrated within the project approach under unified scientific and administrative management.

Such management is a pilot method for the sector, and it is one more innovation, which, if successful, will be replicated in the future.

Basic Concepts of the Project

1. Exclusion of severe NPP accidents (reactivity accidents, loss of cooling, fires, explosions) that require evacuation of the general public.
2. Closure of the nuclear fuel cycle for full use of energy potential of the uranium raw materials.
3. Step-by-step approach to radiation-equivalent disposal of the radwaste (which means that the waste will be sent to disposal with the same radioactivity as that of the original mineral raw materials).
4. Technological strengthening of non-proliferation of nuclear weapons (new reactors cannot be used to produce them).
5. Reduction of capital costs of fast reactor NPP construction to at least the level of NPP with thermal reactors.
6. Ensuring competitiveness of nuclear power compared with other types of electricity generation.
7. Providing large-scale development of nuclear power in Russia by the end of the current century to 350 GW based on the existing mineral resources (essentially, a base for large-scale nuclear power is created).
8. SNF reprocessing, including the volumes accumulated by thermal reactors.
9. Development and approval of the commercialisation strategy.

Responsibility centers

A Responsibility center (RC) is a dedicated division of the enterprise that combines a group of highly skilled specialists possessing the necessary level of expertise required for completing various R&D objectives within specific «Proryv» projects.

ROSATOMS’s «Innovation and technology center for the «PRORYV» project» (ITCP) is the designated integrator for the entire project according to the requirements document approved by ROSATOM. The organization is tasked with issuing respective requirements documentation for various dedicated projects that specialize in crucial R&D activities for the facilities being developed within the scope of the «PRORYV» project.
ITCP is also responsible for creating and supporting the project’s shared information space infrastructure and mathematical models.

ITCP «PRORYV» incorporates the following responsibility centers:
1. RC for the «SNF core reprocessing technologies development and radioactive waste management» integrated project
The primary objective of this RC is developing core technologies and experimental facilities for successful SNF reprocessing and radioactive waste management for the reprocessing module (RM) of the pilot demonstration energy complex (PDEC). The work is integral to developing large-scale inherently safe nuclear power in Russia based on closed nuclear fuel cycle and fast reactor technologies.

2. «Development, manufacturing and commissioning of pilot production lines for on-site nuclear fuel cycle» RС
The primary objective of this RC is supervising performance and requirements compliance during the development, manufacturing and commissioning of the pilot production lines for the on-site nuclear fuel cycle facilities, including the fabrication/refabrication module (FRM) and the fast reactor SNF reprocessing module (RM).

3. «Integrating projects» RC
This RC is tasked with creating a unified structured source of information relevant to the «Proryv» project which contains optimized design cost estimate, engineering, and technical documentation for various facilities and models. Utilizing this approach allows team members to virtually retrieve a 3D representation of an object, featuring its computer model detail and depth level as well as the corresponding justification data. It also allows product life cycle simulation for object and process characteristics analysis prior to operation and preliminary technical optimization, including decommissioning and site reclamation activities.

4. RC for the «MNUP fuel element, assembly and fabrication technologies development (Dense fuel and CM)» integrated project
Located at the Bochvar National Research Institute for Inorganic Materials. The primary objective of the RC is the development of fuel elements and assemblies with MNUP fuel, as well as the corresponding technologies needed for their fabrication and the necessary fuel construction materials.

5. RC «BREST»
Located at JSC «NIKIET» and is responsible for realizing the BREST-OD-300 dedicated project. The BREST-OD-300 reactor is intended to be used for verifying the major technical solutions that will be employed in lead cooled reactors with a closed NFC and the fundamental concepts of inherent safety, on which these solutions were based on.

6. RC «BN-1200»
Located at the JSC ««Afrikantov OKBM», the primary objective of this RC is the development of materials for the next generation nuclear power unit with a BN-1200 sodium-cooled fast neutron reactor.
7. RC «New Generation Codes »
The RC was established in 2013 on the base of the Nuclear Safety Institute of the Russian Academy of Sciences (IBRAE). The center’s primary responsibility is the development of universal computer codes for modeling the various operating modes of existing NPPs and those in development with liquid metal cooled fast reactors and closed NFC facilities, as well as the impact of these facilities on humans and the environment.

8. RC «Project codes»
Located at the Institute of Physics and Power Engineering (IPPE), this RC is responsible for developing project codes.

9. RC «PDEC и IEC design engineering»
The RC is responsible for design engineering the pilot demonstration energy complex (PDEC) and developing the industrial energy complex (IEC).
Content sharing and collaboration between project members is facilitated through the Shared information space (SIS).

SIS is a combination of data transmission channels, software and hardware infrastructure and the methodology that supports collaborative work between project members. It allows developing, editing and utilizing the project’s information model, as well as integration with the IT systems of dedicated projects and shared information services.

SIS consists of two major components – a secure data transfer network and the project’s information resources.

О проекте

Проектное направление «Прорыв»

Проект Прорыв – один из главных современных мировых проектов в ядерной энергетике, реализуемый в России ведущими отраслевыми учеными и специалистами, в рамках которого предусматривается создание ядерных энергетических технологий нового поколения на базе замкнутого ядерного топливного цикла с использованием реакторов на быстрых нейтронах.

Проект «Прорыв» осуществляется в рамках федеральной целевой программы «Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010 — 2015 годов и на перспективу до 2020 года». На сегодняшний день в девяти центрах ответственности проекта трудятся специалисты ведущих научных, проектных и производственных организаций Росатома.

Генеральный директор Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» Сергей Владиленович Кириенко:
«В сегодняшних условиях мы должны быстрее, чем планировалось, представить на рынке новое поколение конкурентоспособных технологий. Цель проекта «Прорыв» — это не только уникальный результат научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ, но и создание конкурентоспособной технологии, с помощью которой атомная отрасль России сможет не только сохранить, но и усилить свое лидерство на мировом рынке в ближайшие 30 лет».

В ближайшие пять лет на площадке Сибирского химического комбината планируется возвести опытно-демонстрационный энергетический комплекс в составе энергоблока с реактором БРЕСТ-ОД-300 со свинцовым теплоносителем и замыкающего ядерный топливный цикл пристанционного завода, который включает в себя модуль переработки облученного смешанного уран-плутониевого (нитридного) топлива и модуль фабрикации/рефабрикации для изготовления стартовых твэлов из привозных материалов, а впоследствии твэлов из переработанного облученного ядерного топлива.

Система управления проектом «Прорыв» в 2014 году победила во Всероссийском конкурсе «Проектный Олимп», проводимом Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации, в номинации «Системы управления проектами с совокупным бюджетом более 500 млн руб. в госкорпорациях, институтах развития, государственных компаниях».

Научный руководитель проектного направления «Прорыв» Евгений Олегович Адамов:
«Проект «Прорыв» сегодня выполняется с опережением сроков по отношению к другим проектам ядерной энергетики мирового уровня примерно на 10 лет, более половины НИОКР по проекту завершены. Внедрение результатов проекта поэтапно в диапазоне 2020-2030-х гг. даст старт развитию крупномасштабной ядерной энергетики, создаст предпосылки укрепления России в качестве лидера на мировом рынке ядерных технологий и продуктов».

Многопрофильность проекта, потребовавшая привлечения ряда отраслевых предприятий, университетов и институтов РАН, определила необходимость возвращения к практике проектного управления, некогда успешно использованной при решении задач создания ядерного оружия и ракетных средств его доставки. Вместо формирования новых предприятий, как в эпоху первого атомного проекта, на существующих профильных базовых предприятиях ГК «Росатом» были выделены Центры ответственности (ЦО) по реакторным установкам, разработки технологий смешанного уран-плутониевого топлива, по переработке ОЯТ, обращению с РАО, созданию кодов нового поколения. Данные ЦО объединены в рамках проектного подхода под единым научным и административным руководством. Такой метод управления является для отрасли пилотным, и это еще одна новация, которая в случае успеха будет применяться в дальнейшем.

3D модель ОДЭК проекта Прорыв площадка СХК

Основные положения проекта

1. Исключение тяжелых аварий АЭС (реактивностные, потери охлаждения, пожары, взрывы), требующих эвакуации населения
2. Замыкание ядерного топливного цикла для полного использования энергетического потенциала уранового сырья
3. Последовательное приближение к радиационно-эквивалентному захоронению РАО (это означает, что на хранение будут отправлены отходы с той же радиоактивностью, что и извлеченное ранее из недр сырье)
4. Технологическое усиление нераспространения ядерного оружия (новые реакторы не могут использоваться для его производства)
5. Приведение капитальных затрат при сооружении АЭС с быстрыми реакторами, по крайней мере, до уровня АЭС с реакторами на тепловых нейтронах
6. Обеспечение конкурентоспособности ядерной энергетики в сравнении с другими видами электрогенерации
7. Обеспечение масштабного развития ядерной энергетики России к концу текущего столетия до 350 ГВт на существующей минеральной ресурсной базе (фактически, создается база для крупномасштабной ядерной энергетики).
8. Переработка ОЯТ, включая накопленные тепловыми реакторами объемы
9. Разработка и утверждение стратегии коммерциализации

Проект Прорыв – ОДЭК инфографика ЗЯТЦ на площадке ПЯТЦ

Центры ответственности

Центр ответственности (ЦО) представляет собой выделенное подразделение базового предприятия, объединяющее группу высококвалифицированных специалистов, обладающих необходимым набором компетенций для решения научно-технических задач в рамках частных проектов «Прорыва».

Частное учреждение Госкорпорации «Росатом» «Инновационно-технологический центр проекта «Прорыв»» (ИТЦП) является системным интегратором проекта по техническому заданию, утвержденному ГК «Росатом», выдающим технические задания на частные проекты, осуществляющие ключевые научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по обликовому проекту объектов «Прорыва». Частное учреждение «ИТЦП «Прорыв»» создает и поддерживает единое информационное пространство, а также математические модели проекта.

На базе Частного учреждения «ИТЦП «Прорыв» функционирует три Центра ответственности:

1. ЦО объединённый проект «Разработка базовых технологий переработки ОЯТ и обращения с РАО»
Основной целью ЦО является создание базовых технологий и экспериментального оборудования для переработки ОЯТ и обращения с РАО для МП ОДЭК в рамках формирования в России крупномасштабной ядерной энергетики с естественной безопасностью на основе ЗЯТЦ с использованием реакторов на быстрых нейтронах.

2. ЦО «Разработка, изготовление и передача в эксплуатацию опытно-промышленных технологических линий (ОПТЛ) ПЯТЦ»
Ключевая цель деятельности ЦО – надзор за эффективностью и соответствием техническим требованиям при разработке, изготовлении и передаче в эксплуатацию опытно-промышленных технологических линий пристанционного ядерного топливного цикла (ПЯТЦ), включая модуль фабрикации/рефабрикации (МФР), модуль переработки отработавшего ядерного топлива ректоров на быстрых нейтронах (МП).

3. ЦО «Интегрирующие проекты»
Данный центр ответственности занимается создание единого упорядоченного массива актуальной информации проектного направления «Прорыв», содержащего оптимизированную проектно-сметную, конструкторскую, технологическую документацию об объектах и моделях. Такой подход позволяет в виртуальном пространстве получить 3D представление объекта, характеризующее глубину и детализацию его проработки и обоснования, а также имитировать все стадии его жизненного цикла для опережающего анализа характеристик объекта и технологического процесса и своевременной оптимизации технических решений, в том числе по выводу объекта из эксплуатации и реабилитации территории.

4. ЦО объединённый проект «Разработка твэл и ТВС со СНУП-топливом, технологий для их производства (Плотное топливо и КМ)»
Расположен на базе АО «ВНИИНМ». Основными задачами ЦО являются разработка твэлов и ТВС со СНУП-топливом, технологий для их производства, разработка технологии для фабрикации твэлов и ТВС, а также конструкционных материалов твэлов и ТВС.

5. ЦО «БРЕСТ»
Функционирует на базе АО «НИКИЭТ» и отвечает за реализацию частного проекта БРЕСТ-ОД-300. Реакторная установка БРЕСТ-ОД-300 предназначена для практического подтверждения основных технических решений, закладываемых в реакторные установки со свинцовым теплоносителем в замкнутом ядерном топливном цикле, и основных положений концепции естественной безопасности, на которой эти решения основываются.

6. ЦО «БН-1200»
Функционирует на базе АО «ОКБМ Африкантов», основная цель — разработка материалов проекта энергоблока нового поколения с реактором на быстрых нейтронах с натриевым теплоносителем БН-1200.

7. ЦО «Коды нового поколения»
Сформирован в 2013 г. на базе ИБРАЭ РАН. Основной задачей центра ответственности является разработка универсальных расчетных кодов для моделирования различных режимов работы действующих и проектируемых АЭС с реакторными установками на быстрых нейтронах с жидкометаллическими теплоносителями и объектов замкнутого ядерного топливного цикла, а также воздействия этих объектов на человека и окружающую среду.

8. ЦО «Проектные коды»
Расположен на базовом предприятии АО «ГНЦ РФ-ФЭИ». Данный ЦО отвечает за разработку проектных кодов.

9. ЦО «Проектирование ОДЭК и ПЭК»
ЦО отвечает за проектирование опытно-демонстрационного энергокомплекса (ОДЭК) и создание на его основе промышленного энергокомплекса (ПЭК).
Информационный обмен между участниками проекта «Прорыв» осуществляется в рамках Единого информационного пространства (ЕИП) проекта.

ЕИП – совокупность каналов передачи данных, аппаратно-программного обеспечения и методологий, обеспечивающая совместную работу участников проекта, создание, наполнение и использование информационной модели проекта «Прорыв», общие информационные сервисы для частных проектов, интеграцию с ИТ-системами частных проектов (ИТЧП).
Основными компонентами ЕИП являются защищенная сеть передачи данных и информационные ресурсы ЕИП.

 

ОДЭК проект Прорыв Росатом ЧУ ИТЦП